Спортивный форум
 

Вернуться   Спортивный форум > Зимние виды спорта > Хоккей


!!! РЕГИСТРАЦИЯ !!!
Ответ
 
LinkBack Опции темы Опции просмотра
Старый 25.07.2007, 14:11   #61 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию


МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ
Индивидуализация тренировки хоккеистов.

В. П. Климин, кандидат педагогических наук

Хоккей, 1986


Хоккей — командный вид спорта, и естественно, что в подготовке
хоккеистов преобладают командные и групповые формы тренировки.
Вместе с тем в повышении спортивного мастерства хоккеистов су-
щественную роль играет индивидуальная тренировка.

Обычно цель индивидуальной тренировки формулируют так:
«развивать сильные стороны и подтягивать слабые». Думается, что
основная цель индивидуальной тренировки — повышение спортив-
ного мастерства.
В хоккее в отличие от других игровых видов спорта индивидуализация
тренировки имеет специфику. Хоккейная команда, по существу, сос-
тоит из 3— 4 небольших команд — звеньев, которые имеют или дол-
жны иметь свое собственное тактическое кредо, базирующееся на бо-
лее полном использовании технических умений и навыков, тактическо-
го кругозора и смекалки, двигательных способностей и морально-воле-
вых качеств каждого хоккеиста «пятерки». Индивидуализация учебно-
тренировочного процесса звена в целом и отдельных хоккеистов дол-
жна осуществляться в единстве.

В данной статье речь пойдет об индивидуализации тренировки отдель-
ных хоккеистов, и главным образом о таких ключевых вопросах, как
методология, планирование, учет.
Для устранения имеющихся в методической литературе разночтений
целесообразно уточнить (не претендуя на окончательность формули-
ровок) существующие, тесно взаимосвязанные терминологические
понятия: «индивидуальная тренировка», «индивидуальная подготовка»,
«индивидуализация тренировки».

Индивидуальная тренировка — это целенаправленное (планомерное
и систематическое) воздействие осуществляемое при выполнении
тренировочных и соревновательных упражнений. на конкретные ком-
поненты подготовленности или подготовленность хоккеиста в целом
с целью их дальнейшего развития или совершенствования. Индиви-
дуальная тренировка — это тренировка по индивидуальному плану,
с выполнением индивидуальных тренировочных заданий; она
может осуществляться в рамках командных, групповых и индивиду-
альных занятий.

Индивидуальная подготовка — педагогически направленный процесс
развития или совершенствования мастерства хоккеистов в целом,
включающий всю совокупность связанных с тренировкой, соревно-
ваниями, восстановлением факторов, с помощью которых достига-
ется готовность их к играм.

Индивидуализация тренировки — это управляемый педагогический
процесс, при котором выбор средств, методов, условий тренировки
учитывает достигнутый уровень развития способностей, потенци-
альные возможности для совершенствования игровых, двигательных,
психомоторных качеств, избранный игровой профиль хоккеиста и ре-
ализуется в процессе общекомандных занятий.

При индивидуализации тренировка необходимо иметь в виду два
важных обстоятельства: структуру игровой деятельности хоккеиста
и принципы ведения игры звеном. Иными словами, тренировка дол-
жна быть направлена не только на развитие, к примеру, скоростных
качеств: выносливости, силы и т. п., но и должна совершенствовать
эти качества в связи с технико-тактическими действиями в условиях,
приближенных к игровым, и в конечном счете направлена на совер-
шенствование игры хоккеиста.

Наиболее сложная задача при индивидуализации тренировки —
повышение технико-тактического мастерства, и для успешного ре-
шения ее важно выбрать методически оправданный, рациональный
путь, дающий возможность эффективно воздействовать на веду-
щие компоненты спортивного мастерства хоккеистов.

Методически верным представляется следующий подход к инди-
видуализации тренировки хоккеистов.
Во-первых, следует определить «игровой профиль хоккеиста», т. е.
тот основной технико-тактический арсенал, который использует
спортсмен в игре. Особенно важно знать, насколько своевременно,
рационально, эффективно он участвует в различных фазах игры; в орга-
низации, развитии, завершении позиционных атак; в организации и
завершении атак с ходу; действует при потере шайбы, при игре в
большинстве, меньшинстве и т. п. Кроме того, важно знать, каковы
эффективность технико-тактических действий хоккеиста в ходе матча
(вначале, при усталости, при изменениях счета), его способности обы-
грать соперника, противодействовать различным соперникам (жестким,
техничным, быстрым, цепким и др.), умение и желание добивать
шайбу в ворота, активно действовать на «пятачке». Подобная инфор-
мация может быть получена в результате традиционных педагогических
наблюдений. Естественно, что они могут видоизменяться с учетом
потребностей тренера: одни положения могут более детализироваться,
другие — менее или исключаться совсем.

Достоверные сведения об «игровом профиле игрока» могут быть полу-
чены при наблюдениях в серии матчей, в том числе и тогда, когда хок-
кеист играет не в своем звене, с другими партнерами. Подобные на-
блюдения полезны и в дальнейшем как для коррекции программы тре-
нировки, так и для изменения игровых заданий.

Следующий важный шаг — оптимизация «игрового профиля игрока».
К этому моменту должно быть сформировано технико-тактическое
кредо игры звена, в соответствии с которым определяются игровые
функции каждого хоккеиста. Естественно, что это не должны быть аб-
страктные функции, они должны базироваться на имеющемся технико-
тактическом арсенале, двигательных возможностях, морально-волевых
качествах, учитывать сильные и слабые стороны игры хоккеиста.
Если имеющихся возможностей игрока достаточно для реализации
тактических идей игры звена, то индивидуализация тренировки сводится к
минимуму — обеспечению сыгранности с другими членами звена
(хотя эта задача не всегда простая). Но если игровые функции хок-
кеистов изменяются существенно (например, одному игроку пору-
чается активизировать действия перед воротами соперника, другому
— расширить «диспетчерские» функции), то, весьма вероятно,
им придется освоить специфические для каждого технико-так-
тического умения.

Таким образом, на этом этапе определяется своеобразный эталон игры
конкретного хоккеиста, путь к достижению которого лежит во многом через
индивидуальную тренировку.

В-третьих, определение с учетом уточненного игрового профиля хок-
кеиста реальных резервов усиления игры. В одних случаях резервы оче-
видны, например слабое владение каким-то техническим приемом
(кистевым броском), в других — ситуация не столь проста ввиду
плохой «тренируемости» или многофакторности компонента мастерства,
избранного для совершенствования. Трени-руемость можно определить
с помощью следующего методического приема: хоккеист в течение
некоторого времени (10—15 дней) систематически выполняет трени-
ровочные задания с целью совершенствования какого-либо умения,
навыка, качества. По величине сдвига оценивается тренируемость
этого компонента подготовленности. Если произошел ощутимый поло-
жительный сдвиг, то следует предположить, что имеются опреде-
ленные резервы, и их надо использовать; если же сдвига нет, то это
звено, возможно, является лимитирующим. Чаще всего это имеет место
при многофакторности совершенствуемого компонента.

Рассмотрим пример. По мнению тренера, хоккеист недостаточно эффек-
тивно выполняет свои функции из-за невысоких скоростных качеств.

Причин может быть несколько:
хоккеист малоопытен, имеет узкий тактический кругозор, поэтому
плохо «читает» игру и нередко опаздывает в игровых эпизодах;
слабая техническая оснащенность, в связи с чем хоккеист нерационально
(с лишними движениями) выполняет ТТД — маневрирует, обрабатывает
шайбу, выполняет силовые приемы и т. д.;
низкая скорость передвижения (стартовая или дистанционная).
Скорость бега на коньках, в свою очередь, зависит от скоростно-силовых
качеств мышечных групп, несущих основную нагрузку при беге;
от направления приложения основных усилий при отталкивании, посадке
и других (факторов, связанных с техникой бега на коньках;
и, наконец, от соотношения «быстрых» и «медленных» волокон в мышцах.

Естественно, что резервы совершенствования быстроты в каждом из
вышеперечисленных случаев неодинаковы. Повысить силу соответству-
ющих мышц — задача не слишком сложная, улучшить технику бега и
выполнения других технических приемов намного сложнее.
На приобретение игрового опыта, развитие игрового мышления требуется
значительное время, да и то возможности для совершенствования весьма
ограничены, изменить же соотношение «быстрых» и «медленных» волокон —
на сегодня невозможно.

Выявленные реальные резервы усиления игры составляют основу для разра-
ботки индивидуальной программы тренировки.

В-четвертых, разработка и реализация на практике программы индивидуальной
тренировки. Эффективным этот процесс может быть при четком контроле
как количества и эффективности выполненных тренировочных заданий,
так и произошедших изменений. При этом главное не упустить из виду следу-
ющие важные в методическом отношении положения:

1) необходимо своевременно выявить, исчерпаны ли основные резервы для
совершенствования ТТД, особенно связанные со скоростью движений,
ибо если это произошло, то КПД от предложенной программы будет
весьма невысок и необходимо внести коррективы в ее содержание;

2) целесообразно систематически контролировать, насколько полно
хоккеист использует свои двигательные возможности в соответствующих
ТТД, не допуская большого разрыва физических потенций и их реализации
в игре.
Например, у хоккеиста повысились скоростно-силовые качества мышц рук
после выполнения тренировочного задания — бросков утяжеленных шайб,
скорость же полета брошенной шайбы нормального веса повысилась
незначительно. Резонно предположить, что целесообразно больше
поупражняться в бросках обычной шайбы, с тем чтобы трансформировать
возросший скоростно-силовой потенциал рук в кистевых бросках.
Кроме того, можно рекомендовать для контроля метод вычленения различных
характеристик ТТД, например пробежать на коньках по сложному маршруту
(между стоек, за воротами и т .п.), затем по тому же маршруту провести шайбу.
Разность во времени выполнения этих двух попыток позволяет судить о
степени владения коньками, скоростных возможностях, координационных
способностях хоккеиста. Понятно, что не все технические приемы можно
проверить подобным образом — здесь важен сам принцип вычленения раз-
личных сторон подготовленности хоккеистов. Подобного рода тесты описаны в
методической литературе .
(В. П. Климин, В. И. Колосков. Управление подготовкой хоккеистов,
М.: ФиС, 1982, с. 117—121.)

Спортивное совершенствование — процесс творческий и, как любое творчество,
довольно трудно поддается строгой регламентации. Видимо, можно считать
оптимальными затраты времени на индивидуальную тренировку высоко-
квалифицированных хоккеистов в пределах 25—30% от общего годового
объема тренировочных занятий.
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 25.07.2007, 14:17   #62 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию


МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ
Продолжение


Индивидуальная тренировка квалифицированных хоккеистов может быть направлена на:
—совершенствование основных ТТД, соответствующих игровому
профилю хоккеиста, его ведущим игровым функциям;

—совершенствование коронных -технических приемов как через реализацию в них
достигнутого более высокого уровня физической готовности, так и за счет улуч-
шения биомеханической структуры движений;

—совершенствование вариативности и достоверности подготовительных, в том
числе обманных движений, основная цель которых создать для соперника не
удобную ситуацию и в то же время обеспечить для себя выгодную позицию
для выполнения ТТД, т. е. умения рационально действовать в игровых эпизодах;

—повышение надежности основных ТТД;

—доведение скоростных, скоростно-силовых, координационных и других дви-
гательных качеств до оптимального уровня;

—исправление недостатков в технической, тактической, физической подготовленности;

—восстановление утраченных качеств и навыков после травм и других вынужденных
перерывов в тренировках.

Это типичные и в то же время актуальные обобщенные задачи индивидуальной
тренировки, которые необходимо конкретизировать для каждого перспективного хоккеиста.

Планируя индивидуальную тренировку хоккеиста и осуществляя ее на практике,
тренер должен постоянно иметь возможность достаточно четко представлять:

1) над чем и сколько, причем не только по времени, но и по числу повто-
рений и другим параметрам, нужно работать хоккеисту;

2) развиваются (совершенствуются) ли в результате тренировки ведущие
игровые функции, качества хоккеиста, насколько эффективен этот процесс;

3) управляем ли этот процесс, есть ли возможности внести в тренировку
своевременные и оправданные коррекции.

Таким образом, актуальнейшая задача индивидуальной тренировки — это ее
объективизация. Правильное определение исходных, промежуточных и конечных результатов индивидуальной тренировки — весомая предпосылка её эф-
фективности. При этом важно, чтобы эти результаты отражали динамику развития
ведущих игровых функций хоккеиста. Думается, что эта задача посильна только
творчески работающим тренеру и хоккеисту. Последовательность выполняемых
тренировочных заданий должна быть такой, чтобы обеспечить их все большее
приближение к игровым ситуациям реальных матчей, и даже, быть может, сложнее,
чем в матчах (например, типичными должны быгь ситуации атаки ворот против
большинства обороняющихся). При этом хоккеисты должны преодолевать органи-
зованную оборону, жесткое силовое противодействие, а не его обозначение.

Весьма непростой вопрос: как планировать и учитывать индивидуальную тренировку,
особенно если учесть, что в силу различий в двигательной одаренности, в игровом
мышлении и других индивидуальных особенностях разным хоккеистам требуется
неодинаковое время для освоения внешне сходных ТТД?

В настоящее время планы индивидуальной тренировки в том или ином виде сущест-
вуют, учета же практически нет. И тому есть объективные причины:
тренеру учитывать индивидуальную тренировку хоккеиста некогда, да и это весьма
трудоемкое дело.

Выход, думается, в ведении хоккеистами дневника индивидуальных тренировок,
а еще лучше подготовки в целом,что является вполне обыденным делом в
так называемых индивидуальных видах спорта.
Кто лучше самого спортсмена знает, что и как он выполнял на тренировке?
Не случайно многие выдающиеся хоккеисты отмечают, что рост их спортивного
мастерства тесно связан с индивидуалц ными тренировками в юношеском, а не редко
и в «зрелом» возрасте. Поэтому важно научить спортсменов объективно фиксировать
и всесторонне анализировать собственную тренировочную и соревновательную дея-
тельность. Задача тренера — направлять индивидуальную тренировку в нужное русло,
но не «на глазок», не только по интуиции, но и на основе объективных данных текущего
и этапного контроля, анализа игровой деятельности, т. е. тренер должен осуществлять
методическое руководство и контроль индивидуальной тренировки хоккеистов.

Годовой план индивидуальной тренировки хоккеиста включает объяснительную
записку и основные показатели, отражающие содержание тренировки, сроки и
результаты текущего, этапного в итогового контроля.
В объяснительной записке отражаются сведения о спортивном анамнезе:
год. рождения, игровое амплуа, число матчей,. проведенных, к примеру, в высшей,
первой, второй лигах, в сборных командах;. освоенный объем тренировочных нагрузок,
их специфика (например, тренировки в горах и т. п.); травмы и заболевания,
последствия которых
необходимо» учитывать; характеристики игровой деятельности,

задачи индивидуальной тренировки.

Основные показатели индивидуальной тренировки хоккеиста могут включать комплекс-
ные задачи совершенствования мастерства или задачи по видами подготовки,
которые целесообразно отразить в количественных параметрах в динамике —
исходное, текущее, этапное и итоговое состояние. Если представить годовой план
графически, то по оси ординат — задачи, решаемые в индивидуальной тренировке,
по оси абсцисс — данные контроля в динамике.

Различают «контроль по объему» и «контроль по процессу» — иными словами,
контроль динамики подготовленности хоккеиста в целом или по тем или иным ее
компонентам и контроль индивидуальной тренировки (состава средств, методов
и др.), а лучше подготовки в. целом. При этом важно четко определиться в
критериях оценки.

Оценивая содержание индивидуальной тренировки, динамику подготовленности,
целесообразно использовать количественные показатели. Например, число
выполненных ТТД в игре, тренировке (с учетом их качества, эффективности,.
целесообразности), число и качество силовых единоборств, двигательную активность
и др. Могут иметь место и экспертные оценки в баллах (хотя следует иметь в виду,
что определенная доля субъективизма в таких оценках неизбежна).
Шкала оценок исходного состояния, текущего, этапного и итогового контроля должна
быть идентичной.

В заключение по итогам выполнения индивидуальной тренировки должна быть
дана оценка росту спортивного мастерства игрока и указание на имеющиеся
резервы в подготовке, чтобы можно было разработать план на следующий сезон.
На основании задач индивидуального плана тренировки разрабатываются трени-
ровочные задания. Тренировочные задания содержат набор упражнений с
повышающейся сложностью ТТД и условия их выполнения.

В целом в системе тренировочных заданий должна четко выдерживаться
тенденция максимального приближения их к условиях реальных матчей.

Известно, что качество индивидуальной подготовки хоккеиста во многом за
висит от эффективности ее учета и контроля. Очевидно, что в рамка к общеко
мандных тренировок нагрузка у отдельных игроков неодинаковая. Это справед-
ливо и в отношении соревновательныхнагрузок. В связи с этим представляется
актуальным внедрение индивидуального количественно-качественного анализа
подготовки хоккеистов.

На практике существует немало вариантов учета тех или иных параметров
индивидуальной подготовки. Удачен, думается, следующий графический
способ. По вертикали представлены интересующие тренера параметры подготовки:

сведения о нагрузке, например, атлетизмом — 40 мин, кросс — 7 км за 34 мин и т. п.;

соревновательная деятельность, скажем, за матч — 6 бросков, 8 силовых единоборств
или интегральная опенка за игру — «хорошо»; результаты тестирования;

сведения о переносимости нагрузок — данные медико-биологического контроля врача
или КНГ;

состояние здоровья — вес тела, травмы, заболевания и т. п. сведения о днях отдыха,
восстановительных мероприятиях — баня, массаж и т. п.;

о дополнительных занятиях, индивидуальных тренировках;

нарушениях режима — сон, питание и др. показатели;

по горизонтали — календарные даты, по которым и фиксируются выше названные,
а вернее, избранные тренером параметры.

Естественно, что набор показателей подготовки должен быть, с одной стороны,
достаточно простым и информативным, с другой — он зависит от возможностей
получения подобной информации.
Количественно-качественный анализ дает возможность более объективно и
тщательно анализировать динамику подготовленности спортсмена, своевре-
менно выявить, а значит, и устранить недоработки в подготовке.

Резюмируя сказанное, уточним функции тренера и спортсмена.
Тренер с участием хоккеиста разрабатывает годовой план индивидуальной подготовки.
Тренер составляет тренировочные задания по основным разделам индивидуальной
тренировки и осуществляет совместно с игроком количественно-качественный анализ
подготовки в целом и вносит необходимые коррективы. Хоккеист реализует план на
практике, тщательно фиксирует в дневнике выполненные тренировочные задания, свои
ощущения, анализирует свое состояние, регулярно информирует тренера о динамике
тренированности, проявляет инициативу с целью рационализации тренировочного про-
цесса и возможно более полного использования своих потенций в тренировках и играх.

Индивидуализация тренировки эффективна лишь в том случае, если между тренером
и спортсменом существует деловой постоянный творческий контакт, если основной
целью спортсмена и тренера является повышение спортивного мастерства.
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 01.08.2007, 16:32   #63 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

Большой список литературы о хоккее.
http://old.fhr.ru/Article.aspx?id=6
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 01.08.2007, 16:43   #64 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

Рабочая учебная программа по "Теории и методике хоккея"
http://www.sibsport.ru/www/sibsport.nsf ... enDocument
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 02.08.2007, 14:02   #65 (permalink)
Пользователь
Очки: 160, Уровень: 2 Очки: 160, Уровень: 2 Очки: 160, Уровень: 2
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_ВМ
 
Сообщений: 80
Доп. информация
По умолчанию

Я,
Это только в библиотеке найти можно, и то не в каждой.
imported_ВМ вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 02.08.2007, 14:54   #66 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

ВМ.
Я в поисковике набрал несколько названий книг из этого списка.
Все они заказываются через Интернет-магазины.
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 03.08.2007, 03:22   #67 (permalink)
Пользователь
Очки: 160, Уровень: 2 Очки: 160, Уровень: 2 Очки: 160, Уровень: 2
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_ВМ
 
Сообщений: 80
Доп. информация
По умолчанию

Я,
Наверное мемуары в основном и юбилейные издания?
imported_ВМ вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 03.08.2007, 13:38   #68 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

1)."Специальная физическая подготовка хоккеистов."
http://www.bookseller.ru/book.php?n=548

2).Подготовка хоккеистов : Техника, тактика / Колосков В.И., Климин В.П.
http://lib.sportedu.ru/BiblCard.idc?Doc ... QuerItmID=

3). В.П. Савин
Теория и методика хоккея. Учебник для студентов вузов
http://www.ozon.ru/context/detail/id/22 ... r=videohit

4).Книги Савина.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/16 ... pe=305#305
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 03.08.2007, 15:30   #69 (permalink)
Пользователь
Очки: 160, Уровень: 2 Очки: 160, Уровень: 2 Очки: 160, Уровень: 2
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_ВМ
 
Сообщений: 80
Доп. информация
По умолчанию

Я,
И все
imported_ВМ вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 11.08.2007, 09:39   #70 (permalink)
Пользователь
Очки: 190, Уровень: 2 Очки: 190, Уровень: 2 Очки: 190, Уровень: 2
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для Omega_Korvalio
 
Сообщений: 31
Доп. информация
По умолчанию

Да, такого вы нигде не увидите
__________________
Челябинск. Трактор. Легендарная хоккейная школа.
Omega_Korvalio вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.



Rambler's Top100

Текущее время: 00:23. Часовой пояс GMT +3.


Сделано на vBulletin® Версия 3.8.4
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot