Спортивный форум
 

Вернуться   Спортивный форум > Зимние виды спорта > Хоккей


!!! РЕГИСТРАЦИЯ !!!
Ответ
 
LinkBack Опции темы Опции просмотра
Старый 18.04.2007, 16:52   #31 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

Дак я ж и говорю.
У нас в НХЛ скоро сильных игроков вообще не останется.
Самый разумный выход - строить команду из молодых
игроков Суперлиги. А тут уже рекомендации Тихонова
в самый раз. И даже Тарасова.
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 19.04.2007, 02:26   #32 (permalink)
Местный
Очки: 1,321, Уровень: 5 Очки: 1,321, Уровень: 5 Очки: 1,321, Уровень: 5
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_RED
 
Сообщений: 389
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
У нас в НХЛ скоро сильных игроков вообще не останется
С этим по-прежнему не согласен, хотя вывод поддерживаю.
__________________
RED
imported_RED вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 22.04.2007, 07:44   #33 (permalink)
Гость
 
Аватар для
 
Сообщений: n/a
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
А тут уже рекомендации Тихонова
в самый раз. И даже Тарасова.
Думаю, и сейчас большая часть рекомендаций вышеуказанных специалистов вполне актуальны, просто необходимо учесть современные реалии игры.
  Ответить с цитированием Вверх
Старый 23.04.2007, 09:31   #34 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

Моделирование структуры соревновательной деятельности
в тренировочных условиях.

И.В. Захаркин, руководитель Комплексной научной группы
(Ленинград)
Г.А. Голденко, ВНИИФК

Хоккей, 1986 г.


Подготовленность спорстмена к соревнованию означает опти-
мальное развитие всех сторон подготовки (физической, тех-
нической, тактической, психологической) и адекватного функ-
ционального развития основных систем организма, обеспечива-
ющих эффективность соревновательной деятельности. Она за-
ключается в возможности достижения спорстменом наилучшего
результата в главном созтязании (чемпионат мира, Европы,
олимпийские игры). Однако при длительных соревнованиях
(например, чемпионат СССР по хоккею) подготовка спорсменов
сводится к поддержанию спортивной формы в течение всего
периода соревнований.

Известно, что тренировочные нагрузки - основной фактор для
достижения высокой спортивной формы спортсменом. В то же
время в современной теории и методике подготовки высококва-
лифицированных хоккеистов не получены научно обоснованные
результаты исследований о связи тренировочных и соревнова-
тельных нагрузок. Не изучено также соотношение времени вы-
полнения отдельного упражнения с периодом отдыха в трениро-
вочном процессе в зависимости от интенсивности выполняемой
работы, что имеет существенное значение для повышения функ-
циональной подготовленности хоккеистов.

В настоящее время для оценки величины тренировочной наруз-
ки используют показатели объема, интенсивности, напрвленно-
сти и координированной сложности (М.А. Годик, 1980). В не-
которых публикациях (Ю.Б. Верхошанский, 1982) рекомендуется
использовать показатель эффективности тренировочного процес-
са. При этом эффекимвность определяют по ЧСС, на данную на-
грузку. На наш взгляд, большое значение в практике подго-
товки хоккеистов высокой квалификации имеет показатель
плотности выполнения технико тактических действий (ТТД).
Работами В. Бринзы (1984) показано, что плотность ТТД в наи-
большей степени влияет на результативность встречи. Доказано,
что если все нападающие тройки имеют плотность ТТД выше
8,15 , то звено в матче не пропустит не одной шайбы
.
Показатель плотности удобен также легкостью подсчета и ста-
тистической обработки.

Плотность =ТТД/Единица рабочего времени

Следовательно, в процессе анализа тренировочных и соревнова-
тельных нагрузок информативным является показатель плотности
ТТД. Для подтверждения этой мысли нами проведено исследова-
ние, цель которого заключается в определении структуры трени-
ровочной и соревновательной деятельности в процессе подготов-
ки хоккеистов в соревновательном периоде. При этом в качестве
методов исследования применяли:

1. Педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью:
изучали объем, интенсивность и напрвленность тренировочных
занятий, соотношение времени работы и отдыха (общая оценка
эффекта тренировочного воздействия проводилась методом варио-
ционной пульсометрии), определяли количество ТТД за тренировку
(активность) и плотность ТТД.

2. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью:
изучали активность, плотность и эффективность выполения ТТД
хоккеистами в игре.

На первом этапе исследований определяли количественное содержа-
ние ТТД хоккеистов в процессе игры. Оказалось, что в среднем
нападающим за смену выполняется 5-7 ТТД, а защитником - 4-6,
при этом пульсовая стоимость выполнения работы в среднем состав-
ляет 80-100% от фоновой. Перед началом матча ЧСС имеет индиви-
дуальный характер, но всреднем хоккеисты начинают игру при ЧСС
90-100 уд/мин, после проведения игрового отрезка ЧСС возрастает
до 180-200 уд/мин. Спорсмен находится на льду 45-70 с. Следую-
щий выход на лед приходится на 4-6-ю мин. отдыха. При этом ЧСС
возвращается к исходному уровню. В целом за игру нападающими
выполняется 75-110, а защитниками 60-100 ТТД, при этом плотность
выполнения игровых операций составляет 4,6-5,1 действия в 1 мин.
В процессе игры отдельный хоккеист находитсся на льду в среднем
15 мин., что составляет пропорцию 1:4 времени игры и отдыха.

В дальнейшем мы изучили с описанных выше позиций тренировочный
процесс хоккеистов команды. В ходе занятия фиксировалось время
выполнения каждого упражнения и время отдыха меду его повторе-
ниями, при этом измеряли ЧСС до начала упражения и сразу после
его выполнения подсчитывали количество ТТД и их плотность. Это
позволило установить, что основные тренировочные упражнения по
времени выполнения соответствуют соревновательному отрезку (45-
60 с.), а время выполнения упражнения и отдыха относится как
1:3. Однако проходят они в режиме недовосстановления, в резуль-
тате пульсовая вариативность на 20-30% ниже соревновательной.
Приэтом количество ТТД возрастает до 8-10 за одно повторение.

У защитников на тренировке по сравнению с соревнованием коли-
чество ТТД не возрастает. Сдедовательно, можно констатировать:
тренировочноые нагрузки имеют более интенсивный характер, осо-
бенно для нападающих, что в большей степени отражается на плот-
ности ТТД,оторая возрастает до 12,8 ТТД в 1 мин. Однако упраж-
нения проводятся не в соревновательном режиме, особенно дляза-
щитников по параметрам активности двигательной и активности ТТД.
Поэтому при подборе упражнений тренеру необходимо учитывать, что
тренировочное упражнение имеет две функции: нагрузочную и стук-
турную. Первую определяют по ЧСС и плотности ТТД, а вторая
определяется соответстием тренировочного упражнения по техничес-
ким, тактическим, биохимическим, психологическим параметрам тре-
бования соревновательной деятельности. Для контроля за нагрузкой
следует использовать правило: время работы и отдыха соотносится
как 1:3 , следовательно, упражнение должно выполняться на пульсе
180 уд/мин; время работы и отдыха соотносится 1:4 , упражнение
должно выполняться на пульсе 190 и более. При этом необходимо
следить, чтобы содержательная часть максимально приближалась к
реальной, игровой обстановке, а плотность ТТД составляла не
менее 12 дейстыий в 1 мин.

В то же время учет и анализ плотности ТТД в тренировочном про-
цессе позволяет учитывать величину психической нагрузки.
Считали, что тренировочная нагрузка большая с точки зрения ин-
тенсивности и объема, но плотность ТТД была низкая (4,1 и менее),
оказалось, что и величина психической нагрузки невелика (величину
психической нагрузки определяли по экскреции катехоламинов).

Очевидно, это объясняется тем, что временные режимы двигательных
действий ничем не ограничиваются и спорсмен выполняет работу в
"комфортных" условиях. Во время соревнований имеют место нагрузки
двойного характера: физического и психического. Причем психическая
нагрузка слагается не только из ответсвенности за результат встре-
чи, но и из-за усложнения выполнения ТТД за счет "непривычного",
а следовательно, нетренированного временного режима, кото-
рый предлагает соперник. Во почему, в тренировочном процессе необ-
ходимо моделирование временных режимов соревновательной деятель-
ности. Сюда в качестве объективного критерия можно отнести, напри-
мер, время развития атаки (Б. Майоров, 1982). Величину психической
нагрузки повысят упражнения,ыполняемые с предельной частотой дви-
гательного навыка или при ограничении времени для принятия решения,
а также упражнения с численным преимуществом обороняющихся.

Таким образом, при сохранении высокого уровня физической нагрузки
происходит увеличение ее психического компонента. Это позволяет
совершенствовать подготовку хоккеистов в соревновательном периоде.
В то же время переключение с одного вида нагрузки на другой способ-
ствует быстрому восстановлению физических кондиций спортсмена.
Совершенствованию подготовки способствуют также учет и контроль за
временными параметрами упражнения и пульсовой стоимостью ра-
боты, а повышение плотности ТТД в единицу времени и введение вре-
менного контроля за выполнением игровых операций повысят требования
к двигательному навыку спортсменов и приучат их быстро принимать
решения в сложных соревновательных ситуациях.
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 23.04.2007, 09:42   #35 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

Исследование волевой активности
хоккеистов в условиях
соревновательной деятельности.

В.Б. Кузнецов, мсмк
А.П. Травина, кпн, ВНИИФК

Хоккей,1986


Для получения информации об уровне волевой активности хоккеистов
применялась специально разработанная методика структурного на-
блюдения - регистрация волевых проявлений (РВП). Принцип мето-
дики заключается в формализации с последующей регистрацией иг-
ровых моментов, отажающих проявление волевой активности хокке-
истов. К ним относились следующие:

1. Овладение игроком шайбой, проброшенной через все поле (ПШ).

2. Продолжение игроком активных действий в момент, когда по
отношению к нему были применены недозволенные правилами игры
действия (НП).

3. Готовность игрока преградить путь броску по воротам (игрок
принял шайбу на себя) - ЛШ.

4. Эффективное выполнение игроком силового единоборства с про-
тивником (СЕ).

5. Незамедлительное вступление в борьбу за только что потерян-
ную или отобранную противником шайбу (АБ).

6. Быстрое включение в игру послепадения (быстрое вставание,
игра лежа) - ПИ.

7. Эффективное выполнение игровых приемов при численном превос-
ходстве противника (ЧП).

По данной схеме было провведено обследование соревновательной
деятельности команд-участниц международных и всесоюзных соревно-
ваний (приз газеты "Известия-84", чемпионат СССР, чемпионат мира
и Европы в Праге-85).

Анализ результатов показал (табл. 1), что в соревнованиях на
приз газеты "Известия-84" наиболее высокий уровень волевой ак-
тивности наблюдался ва сборной команде СССР (17,2 балла) и мини
мальный - в команде ФРГ (9,1 балла). Команды различались не
только по уровню волевой активности, но и по характеру ее прояв-
ления. Так, для игроков сборной СССР наиболее характерны резуль-
тативные действия игроков при атаке противника, который находил-
ся в численном большинстве (34,8%). В команде ЧССР волевые ка-
чества чаще всего проявлялись в активной игре хоккеистов, выпол-
нивших ряд неудачных действий , но, несмотря на это, моментально
вступающих в борьбу и исправляющих ошибку (24,2%). В команде
Швеции волевая активность чаще всего проявлялась в ловле игроками
шайбы на себя (26,3%), а в команде Финляндии - в эффективном
выполнении действий с малой вероятностью успешности исхода,
к примеру, овладение игроком шайбой, проброшенной через все поле
(25%).

Если рассматривать средние показатели по ккоманде, то в современном
хоккее волевые качества выражаются в эффективном выполнении игро-
ками действий в условиях явного превосходства соперников (26%) и
в повышении ими активности и эффективности после серии неудачных
индивидуальных действий (17,6%).

Во время наблюдений за командами на превенстве СССР были получены
результаты, представленные в табл.2. Анализ данных показал, что
для команд характерно как количественное, так и качественное раз-
личие.

Первое выражается в том, что команды отличаются по уровню волевой
активности, второе - по характеру. Так, наиболее высокий уровень
волевой активности отмечается в командах ЦСКА (22,3 балла),
"Динамо", Рига (22), "Динамо", Москва (21,5), "Химик" (21,5),
наиболее низкий - "Спартак", Москва (15), СКА, Ленинград (15,3 балла).
Интересным представляется тот факт, что команды, проявившие высокий
уровень волевой активности, не вегда занимали более высокие места
в соревнованиях. Ярким примером являются команды "Динамо", Рига и
"Крылья Советов". Это доказывает, что не всегда недостатки специ-
альной подготовленности можно компенсировать решительностью, на-
стойчивостью, упорством.

Качественное различие показателей волевой активности выражается в
том, что для каждой из команд свойственны разные по характеру во-
левые проявления. Так, для команды ЦСКА наиболее характерны воле-
вые проявления при ведении силового единоборства (22,4%) и повы-
шении игроками активности после серии неудачных действий (21,4%),
а для команды "Динамо", Москва это, во-первых, активная борьба
после неудачных действий (22,4%), во-вторых, эффективное выполнение
игровых действий в условиях численного превосходства соперника
(22,4%).

Аналогичные результаты получены и для других команд, среди которых
необходимо ответить "Динамо", Рига, игроки которого чаще всего
выражали волевую активность в ловле шайбы на себя (22,7%).

Полученные результаты свидетельствуют о различиях в показателях
проявления волевых качеств в выигранных и проигранных матчах (табл.3).

Уровень проявления волевых качеств в выигранных матчах в 1.5 раза
выше по сравнению с проигранными. Что касается качественных пока-
зателей волевых проявлений, то как для первых, так и для вторых
матчей равнозначно характерно:

1. Выполнение игроками действий с малой вероятностью успешности
исхода (соответственно 6,9 и 6,4%).

2. Силовое единоборство с противником в поле (соответственно 7,3 и
6,4%).
То есть данные игровые моменты проявляются во всех наблюдаемых
командах.
Выигрывающие команды чаще всего добиваются успеха за счет:

1. Результативныъ действий игроков при атаке противника, который
находится в численном большинстве. Этот показатель в 1,6 раза выше
в выигранных матчах по сравнению с проигранными.

2. Эффективного выполнения действий после серий неудачных (хоккеист
при обыгрывании теряет шайбу, но моментально вступает в борьбу или
догоняет противника).

В табл.4 представлены результаты обследования соревновательной дея-
тельности команд на чемпионате мира 1985г. Анализ результатов пока-
зал, что наиболее высокий уровень волевых проявлений наблюдается у
сборных команд Канады и СССР (соответственно 22,1 и 21,6 балла).
Игроки команд ЧССР и Швеции уступали им по данному показателю в
среднем на 15%, ФРГ - на 28, ГДР - на 27, Финляндии - на 39.

В среднем за чемпионат мира команды проявляли достаточно высокий
уровень волевых качеств - 17,9 балла, что на 5,9 балла выше, чем
в соревнованиях на приз газеты "Известия", и на 4,2 балла - чемпио-
ната СССР.

На чемпионате мира команды различались не только по уровню, но и
по характеру волевых проявлений. Так, сборной СССР свойственно прояв-
ление волевых качеств в следующих игровых моментах:

1. Быстрое включение в игру после падения (25,6%).

2. Эффективное выполнение игроками силовых единоборств с противником
(22,5%).

Достаточно высокие волевые качества игроки нашей сборной проявляли
и в противоборстве при численном превосходстве соперников (17,2%).

Наиболее низкие показатели волевых качеств в сборной СССР наблюдались
в:
а) готовности игроков преградить путь броску по воротам (ловля шайбы
на себя) (4,1%),
б) продолжении игроками активных действий после нарушения правил
(6,1%),
в) незамедлительном вступлении в борьбу за только что потерянную
шайбу (9,7%).

Хоккеисты ЧССР и Канады в отличие от нашей сборной чаще всего проявляли
волевые качества в ловле шайбы на себя (соответственно 48 и 40,9%).
Для игроков команды ЧССР характерно также быстрое включение в игру
после падения (28%), а для Канады - эффективное выполнение игроками
силовых единоборств.

Что касается команды США, то нами получена информация только о трех
проиранных и одной сыгранной вничью встречах, что видимо и обусловило
низкий показатель волевой активности (12,2 балла). Несмотря на неко=
торую ограниченность информации, можно сделать вывод о том, что ее
игроки чаще всего проявляли волевые качества в ведении силовых едино-
борств и противоборстве при численном превосходстве соперника
(соответственно 40,8 и 28%).

Если сравнивать показатели проявления волевых качеств на чемпионате
мира и чемпионате СССР, то они прежде всего отличаются по характеру.
Так, игроки зарубежных команд значительно реже овладевают проброшен-
ной шайбой (более чем в 3 раза), незамедлительно вступая в борьбу
за только что потерянную шайбу (более чем в 10 раз),
но чаще быстро включаются в игру после падения (в 2,3 раза) ловят
шайбу на себя (почти в 2 раза) и эффективно выполняют игровые приемы
при численном превосходстве соперника (в 1,5 раза).

Особый интерес представляют результаты обследования двух проригранных
матче й сборной команды СССР в финале чемпионата (табл.5).

Во-первых, показатель волевой активности в этих матчах в сборной СССР
на 23% ниже, чем в выигранных, во-вторых, он значительно ниже, чем
у команд-соперников: на 37% по сравнению с ЧССР и на 20% - с Канадой.
Затем сборная СССР уступила соперникам в готовности преградить путь
броску по воротам и незамедлительном вступлении в игру после потери
шайбы. Полученные результаты показали, что одним из факторов неуспеш-
ного выступления нашей сборной является недостаточно высокий волевой
потенциал в финальных матчах турнира.
Вложения
Тип файла: xls Психол_табл.xls (25.0 Кб, 321 просмотров)
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 23.04.2007, 14:05   #36 (permalink)
Гость
 
Аватар для
 
Сообщений: n/a
Доп. информация
По умолчанию

Великолепный материал, огромное спасибо!
Жду продолжения...
  Ответить с цитированием Вверх
Старый 02.05.2007, 10:03   #37 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

Коллективные приемы психорегуляции состояния
команды.

И.В.Захаркин

Хоккей, 1986.


Использование приемов психорегуляции оказывает большой
эффект для снятия психологического напряжения у спортс-
менов. Особенностью соревновательной деятельности хок-
кеистов является плотный календарь соревнований - игры
проводятся через 2-3 дня. Спорсмены постоянно думают о
предстоящей игре, и это мешает хорошему отдыху, подго-
товке к матчу. В этом случае, по данным литературных
источников, лучшим способом для отвлечения мыслей хок-
кеистов и снятия эмоционального напряжения являются
приемы коллективной психорегуляции. К ним относятся:
просмотр специально подобранных кинофильмов, концерт-
ные программы психорегулирующей направленности.

В нашем эксперименте в целях изученичя влияния коллек-
тивныз средств психорегуляции для оптимизации эмоцио-
нального состояния хоккейной команды использовались ху-
дожественные кинофильмы разной тематики. При этом ис-
следовались динамика симпато-адренолиновой системы до
и после кинофильма и показателей электрокожного сопро-
тивления (ЭКС). Одновременно изучалось влияние приемов
коллективной психорегуляции на результат спортивного
поединка.

В качестве примера приведен фильм "Карнавльная ночь"
с участием И.Ильинского. Во время демонстрации фильма
спорстмены много смеялись, обменивались мнениями, нахо-
дили в некоторых ситуациях фильма моменты, сходные с
теми, что бывают в жизни их команды, и по этому поводу
высказывались добрые шутки. Поскольку в фильме отсут-
ствуют какие бы то ни было тревожные элементы, вызыва-
ющие чувство агрессивности, выделение катехоламинов
увеличилось, что отражает, как мы полагаем, "интенсив-
ность", а не качество эмоционального возбуждения.

Демонстрация кинокомедии вызвала увеличение экскреции
обоих звеньев симпато-адреналовой системы. Выделение
адреналина увеличивалось на 37%. Отмечается некоторое
увеличение экскреции прдшественников - ДОФА и дофамина.
При этом происходит увеличение показателей ЭКС в коман-
де от 44 до 56 кОм.

Другим примером может служить американский художествен-
ный фильм "Джанго". Герою фильма приходится преодолевать
различные препятствия, он многое теряет, но, несмотря
ни на какие трудности, добивается победы. Во время де-
монстрации кинофильма игроки команды активно переживали
за героя фильма. Хоккеисты как бы соразмеряли трудности
героя с тркдностями своей команды, а победу героя фильма
над очередным врагом - с победой над очередным соперни-
ком команды. Демонстрация данного фильма способствовала
резкой активизации симпато-адреналовой системы, особенно
медиаторно звена (увеличивалась экскреция норадреналина),
при этом отмечалось изменение показателей ЭКС, свидетель-
ствующих об увеличении эмоционального напряжения.

Фильмы лирической направленности вызывали незначительную
активацию САС, а в отдельных случаях экскреция катехола-
минов даже уменьшалась. Фильмы исторической тематики спо-
собствовали увеличению экскреции катехоламинов в случае,
когда сюжет фильма увлекал спорстменов, и в фильме часто
встречались эпизоды противоборства как среди обычных лю-
дей, так и между группами людей. Следовательно, повышению
активности САС способствовали фильмы высокой эмоциональ-
ной насыщенности, приключенческого характера.

Таким образом, демонстрация кинофильмов спорсменам нака-
нуне матча способствует изменению эмоционального состоя-
ния хоккеистов, что отражается в изменении показателей
ЭКС и реактивности симпато-адреналовой ситстемы. В то же
время вызванное показом кинофильмов увеличение экскреции
катехоламинов благоприятно сказывается на деятельности
спорсменов на следующий день и способствует оптимальной
активации САС непосредственно перед соревнованиями.

Аналогичное исследование было прведено для определения
влияния концертных программ с целью регуляции эмоциональ-
ного состояния спорсменов хоккейной команды. Исследова-
лось воздействие концертов, встреч с разными артистами.

В качестве примера мы приведем результаты обследования
игроков команды во время концерта с участием любимого ко-
мандой артиста. На концерте хоккеисты активно реагирова-
ли, выражали восхищение и одобрение, что вызвало увеличе-
ние экскреции катехоламинов после концерта.

Экскреция адреналина увеличивалась в 2,4 раза по сравне-
ию с фоновыми показателями, а норадреналина - в 1,8 раза.
Анализ результатов экскреции катехоламинов во время психо-
регулирующих мероприятий показал, что наиболее эффективным
средством регуляции эмоционального состояния хоккеистов
стали демонстрация кинофильмов и показ концертных программ
с целенапрваленным психорегулирующим воздействием. Эти из-
мения сопровождались мобилизацией резервных возможностей
(увеличивалась экскреция дофамина и ДОФА), что также спо-
собствовало оптимальной активации симпато-адреналовой сис-
темы на следующий день, и предыгровой период.

Проведенные мероприятия позволили "снять" эмоциональное
напряжение перед игрой, а также способствовали успешной
игровой деятельности хоккеистов.

На основании длительных педагогических наблюдений установ-
лено, что все хоккеисты перед матчем предвосхищают собятия
предстоящей игры. Индивидуальные различия в протекании эмо-
циональных реакций зависят от типа личночти спортсмена.
Есть хоккеисты, которые испытывают чрезмерное волнение пе-
ред игрой, другие уверены в победе, но все участники игры
испытывают эмоциональное возбуждение.

Можно полагать, что на базе индивидуальных эмоциональных
состояний формируется командное эмоциональное состояние.
Оно зависит от класса, турнирного положения команды, силы
предстоящего соперника. При этом можно отметить, что на
формирование эмоционального состояния команды влияет сход-
ство индивидуальных эмоциональных реакций хоккеистов. Может
быть у всех игроков команды "боевая готовность" или "пред-
стартовая лихорадка", может быть рассогласование индивиду-
альных реакций: у группы спортсменов "предстартовая лихо-
радка", у других - "готовность", у третьих - апатия, что
является худшим вариантом. Взаимосвязи индивидуальных и
командных состояний должны учитываться при выборе средств
психорегулирующего воздействия для оптимизации эмоциональ-
ного состояния спорстменов.

Если за день до игры спортсмены испытывают неуверенность,
необходимы меры, напрвленные на переключение внимания. К
ним относятся такие традиционные средства, как психорегу-
лирующая тренировка (аутогенная тренировка), психомышечная
тренировка или нетрадиционные средства индивидуального и
коллективного психологического воздействия: просмотр спе-
циально подобранных кинофильмов и встречи с любимыми арти-
стами, что подтверждается проведенными исследованиями.
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 02.05.2007, 10:16   #38 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

Показатель специальной физической подготовленности
хоккеистов и методики его оценки.

С.К. Сарсания, кмн,
В.Н. Селуянов, кбн.

Хоккей, 1986.


Физическая подготовка хоккеистов должна соответствовать
требованиям, которые предъявляет игра в хоккей с шай-
бой. Определить необходимый уровень физической подго-
товленности (ФП) можно путем тестирования игроков выс-
шей квалификации, и в этом случае они будут характери-
зовать норму-уровень ФП хоккеиста высшей квалификации.
Однако реализация этой цели связана с рядом трудностей:

показатели тестирования должны быть информативны и на-
дежны;
показатели тестирования характеризуют не только неохо-
димый уровень ФП, но и систему тренировки хоккеистов.
Преодрлеть трудности можно, например, следующим образом.

Метрологическое обоснование теста, в частности его ин-
формативность, может быть выполнено на основе логичес-
кого анализа игровой деятельности хоккеиста. Логический
анализ может также выявить основные физические качества
(ОФК) и подобрать такие тестирующие упражнения, которые
наиболее информативно раскроют уровень воспитания изме-
ряемого ФК.

Целью настоящей работы являются анализ игровой активно-
сти хоккеистов, выявление основных физических качеств,
разработка информативных методов тестирования основных
физических качеств и определения норм их развития для
спортсменов разной квалификации.

Анализ игровой активности хоккеистов.
Педагогическое наблюдение за игроками на ответственных
играх всесоюзных и мировых чемпионатов показало, что
спортсмены в ходе одной смены пребывают на поле от 1 до
2 мин. Величина пауз отдыха колебалась от 3 до 6 мин. в
зависимости от игры в три или четыре пятерки. Хоккеист
передвигается с разной скоростью и ускорением. Поэтому
двигательная активность его может быть классифицирована
как: 1) максимальная и субмаксимальная; 2) большая
3) умеренная и 4) простой.

Регистрация двигательной активности по этой классифика-
ции показала, что нападающие за весь матч передвигаются
с максимальной и околомаксимальной интенсивностью (150±10 с),
защитники - (109±8 с). Длительность одного игрового мо-
мента с такой интенсивностью составляет в среднем 3-4 с,
а количество вступлений в игру - 30-50 раз за матч.
Продолжительность игровых моментов с большой и умеренной
интенсивностью составляет 4-5 с, а количество вступлений
в игру колеблется от 40 до 90 раз. Такой "рваный" ритм
двигательной активности вызван логикой игры, которая
предъявляет повышенные требования к хоккеисту лишь в те
короткие мгновения, когда создается опасная ситуация у
ворот соперника или у собственных ворот.

Предположим, что хоккеист, выйдя на смену, выполняет иг-
ровые действия с соответствующей интенсивностью (И):
№1) 5с - умеренная И;
№2) 3с - ускорение с максимальной И,(например, выход на
свободное место);
№3) 8с - умеренная;
№4) 3с - большая И: возвращение для защиты своих ворот;
№5) 8с - умеренная И;
№6) 3с - ускорение с максимальной И, атака;
№7) 5с - умеренная И, конец смены.

Продолжительность смены 35с. Тогда с точки зрения физио-
логии и биоэнергетики энергообеспечение игровой деятель-
ности в этой 35-секундной смене осуществляется следующим
образом.
Выход на поле и выполнение в течение первых 5с работы
умеренной мощности (№1) обеспечивается рекрутированием
тонических двигательных единиц (иннервирующих "медленные"
мышечные волокна в мышцах туловища и разгибателях коленных
и тазобедренных суставов). Энергообеспечение в них идет за
счет алактатного механизма, энергия "берется" из запасов
креатинфосфата в мышцах, поскольку в первые 15-20 с аэроб-
ные процессы еще не развернулись в организме спортсмена,
точнее его работающие мышцы функционируют в долг.

Очевидно, что следующий игровой момент (№2) требует исполь-
зования алактатного источника, но уже с рекрутированием всех
двигательных единиц в основных работающих мышцах. С 8-й до
27-1 с пребывания на хоккейной площадке (игровые эпизоды
№3, 4, 5) активность мышц снижается, и это приводит к тому,
что в "быстрых" мышечных волокнах происходит ресинтез креа-
тинфосфата за счет гликолиза, а в мышцах начинает накапли-
ваться молочная кислота.

Последующее ускорение (№6) снова приводит к активизации
быстрых двигательных единиц в основных работающих мышцах, к
включению алактатного механизма энергообеспечения. Следова-
тельно, к концу смены (через 30-40 с) аэробные процессы
толькоь лишь начинают разворачиваться, а гликолитический
механизм служит лишь для ресинтеза креатинфосфата. Основную
же работу в смене рабочие мышцы выполняют за счет алактатного
механизма энергообеспечения. По окончании смены, пока хокке-
ист сидит на скамейке запасных, в "медленных" и "быстрых"
мышечных волокнах идет ресинтез креатинфосфата за счет аэроб-
ного и гликолитического процессов. Однако из-за того, что
скорость кровотока в мышцах в этот момент существенно сни-
жается, (отсутствует мышечный насос), то процессы гликолиза
в первые 3 мин. восстановления имеют существенное значение.
За 3-6 мин. отдыха между сменами креатинфосфат практически
полностью восстанавливается, однако концентрация молочной
кислоты в крови растет и достигает 110-13- мг% (примерно
60-80% от индивидуального максимума). Как показали наши пре-
дыдущие исследования, рост объема максимальных ускорений при-
водит к увеличению концентрации молочной кислоты в крови
именно в паузах отдыхы, т.е. роль гликолиза в основном огра-
ничивается ресинтезом креатинфосфата и АТФ в паузах отдыха,
а не энергообеспечением в ходе пребывания на площадке.

Анализ энергообеспечения игровой активности хоккеиста пока-
зывает, что алактатный механизм является основным источником
эненргии в важнейших моментах игры.

Роль аэробного и гликолитического механизма не столь сущест-
венна, поскольку в паузе отдыха их мощности при любом уровне
ФП достаточно для поного восстановления КрФ. Максимальная
алактатная мощность (МАМ) прямо связана с максимальной изо-
метрической силой мышц.

Заметим здесь, что такие свойства или качества, как силовые,
скоростно-силовые, скоростные, прыгучесть, взрывная сила, ди-
намическая сила, и многие другие есть проявление в разнооб-
разных тестовых заданиях для разных мышц одного закона Хилла -
"сила - скорость". Поэтому для оценки физической подготовлен-
ности следует измерять МАМ, а магистральным напрвлением ФП
является увеличение максимальной силы основных мышечных групп,
обеспечивающих перемещение хоккеиста по площадке.

Из сказанного можно сделать вывод, что хоккеисты должны
обладать сильными мышцами ног - разгибателями коленных и тазо-
бедренных суставов. Именно сильными, посколько это - управля-
емый показатель функциональных возможностей мышц. Другой пока-
затель - максимальная скорость сокращения мышцы - обусловлен
составом мышечных волокон, т.е. является наследственным при-
обретением (не тренируемым!).

Руки и верхний плечевой пояс необходимы хоккеисту для выпол-
нения таких основных тактических действий, как передачи, броски,
ведение, силовая борьба. Если для технического обращения с
клюшкой вполне достаточна некоторая норма силовой подготовлен-
ности, то для выполнения ударов по шайбе и особенно для веде-
ния силовой борьбы необходимо страмиться к достижению высоких
силовых показателей, и в первую очередь тем спортсменам, кото-
рые обладают внушительными тотальными размерами тела (длина
тела - 180-190 см, масса - 85-95 кг).

Помимо большой силы (алактатной мощности) хоккеисты должны
иметь большой запас гликогена в основных рабочих мышцах
(разгибателях коленного и тазобедренного суставов).
Действительно, в ходе смены игрок расходует креатинфосфат во
всех мышечных волокнах, но в паузе отдыха ресинтез его идет за
счет гликолиза, т.е. в результате использования энергии, заклю-
ченной в гликогене работающих мышц и печени. Гликоген тратится
и в ходе смены, и в паузе отдыха, поэтому суммарный расход за
всю игру, которая длится 2-2,5 ч., приближается к предельным
возможностям. Известно, что при работе на велоэргометре с
интенсивностью 60-70% от МПК запасы гликогена исчерпываются
через 70-120 мин., а к концу футбольного матча запасы гликогена
в четырехглавой мышце бедра исчерпываются полностью. Эта
особенность игры в хоккей должна стать объектом усиленного
внимания тренеров, и наряду с постоянным стремлением к росту
силовых возможностей хоккеистов организация учебно-тренировочной
работы в соревновательном периоде обязана предусматривать го-
товность к соревнованию с максимально возможным запасом гликогена
рабочих мышцах.

Для реализации этой цели следует воспользоваться рекомендациями
Я.М. Коца по внедрению метода углеводного насыщения , а также
опытом финских тренеров, которые на соревнованиях на приз "Из-
вестий" заставляли после матча всех игроков выполнять силовую
тренировку. Такая методика приводит к глубокому исчерпанию запа-
са гликогена в организме и соответственно к последующему сверх-
восстановлению в течение 2-3 дней отдыха при правильной угле-
водной диете.

Другой способ избежать исчерпания гликогена в ходе игры - прием
углеводов по ходу матча (мармелад, соки, сиропы и т.п.).

Естественно, что слепое копирование опыта финских тренеров
(особенно при спаренных играх и играх через день) ни к чему
хорошему не приведет. А вот если игра проводится на четвертый
день после предыдущей, то силовая тренировка, например круговая,
сразу после матча решает после матча решает проблему последующей
суперкомпенсацией в запасах гликогена.

Методика оценки основного физического качества - алактатной
мощности.


В начале 80-х гг. в хоккее был предложен тест для оценки физи-
ческой подготовленности хоккеистов (С.К. Сарсания, 1981). В ходе
тестирования спортсмены пробегали 5 или 6 раз по 54 м с тормо-
жением на каждом повороте. Длительность такого упражнения сос-
тавляла 40-50 с, что приводило к полному исчерпанию запаса креа-
тинфосфата. Тогда мы считали, что этот тест оценивает гликолити-
ческую мощность, поскольку после окончания тестирования на 4-6-й
мин. восстановления обнаруживались большие величины концентрации
молочной кислоты (HLa) в крови - 140-200 мг%. Для оценки физи-
ческой подготовленности был введен показатель гликолитической
мощности (ГМ):

ГМ = HLa/результат. (1)

Сейчас смысл этого показателя мы трактуем несколько иначе, хотя
информативность его от этого не страдает. Действительно, из фор-
мулы видно, что при одинаковой концентрации HLa показатель ГМ
будет улучшаться с уменьшением времени пробегания в тесте.
Очевидно, такая картина наблюдается в том случае, когда очень
сильный спортсмен бежит в тесте в 3/4 силы, мало "закисляется",
но показывает достаточно выслокий результат. Отсюда ясно, что
лучшими показателями ГМ будут обладать спортсмены с высокой
алактатной мощностью. Недостаточно обоснованной представляется
нам сейчас и формула (1), где по произволу выполнено деление
одного показателя на другой (такое деление предполагает что линия
регрессии, связывающая HLa и результат теста, проходит через
начало координат). Подробное изучение связи HLa и результата,
а точнее средней скорости бега в тесте 5Х54 м (270м), показало,
что имеется следующая статистическая закономерность:

V=V0+0,015

где V - средняя скорость бега в тесте;
HLa - концентрация молочной кислоты в крови на 406 мин. восста-
новления после тестирования (мг%);
V0 - искомый параметр, характеризующий скорость
бега, обеспеченную энергией главным образом алактатного и
отчасти аэробного механизма, и зависящий от техники выполнения
теста (техника бега на коньках, ускорение, торможение, повороты).

Этот показатель косвенно характеризует уровень развития основного
физического качества и отчасти техническую подготовленность, поэ-
тому ему можно дать название "показатель специальной физической
подготовленности хоккеиста" (ПСФПХ). Исследования, проводимые на
игроках высшей квалификации, показали, что ПСФПХ изменяется от
5 до 4 м/с, причем спортсменов можно ранжировать по уровню физи-
ческой подготовленности с помощью следующей шкалы:

3,5/0 плохо
4,0/25 удовл
4,5/50 хорошо
5,0/75 хорошо
5,5/100% отлично

Следует отметить, что можно пробежать дистанцию теста в 3/4 силы,
и оценка или ПСФПХ должна получиться та же, как если бы тест про-
водился с максимальной интенсивностью бега. Это свидетельствует
о высоко йнадежности тестирования, однако для улучшения точности
оценки ПСФПХ целесообразно проводить тест два раза:
сначала бежать его в 3/4 силы, а через 10-20 мин. отдыха - в
полную силу. После каждого забега проводится забор крови из
пальца (на 4-6-й мин.) для определения концентрации HLa.
При таком тестировании мы полчаем две оценки ПСФПХ, а в качестве
окончательной величины следует брать среднюю арифметическую из них.

В качестве примера приведем результаты тестирования лучших хоккеистов
СССР в январе и сентябре 1981 г. (см. таблицу 1).
Из таблицы видно, что П. В. в январе имел, казалось бы, отличный
результат, однако расчет по формуле (2) показывает, что в сентябре
он был в лучшей форме (5,2 м/с) и у Б.З. тоже есть разница в резуль-
тате, но "спортивная форма" не изменилась. М.А. при каждом тестиро-
вании показывал примерно один и тот же результат, однако очевидно,
что именно в сентябре он был в очень хорошем функциональном состо-
янии (4,9 м/с).


Таблица 1
Код:
-------------------------------------------
            I Время I Концен-I Расчет- I       I
            I бега  I трация I  ная    I Дата  I
Фамилия     I   с.  I  HLa   Iскорость I       I
            I       I  мг%   I (ПСФПХ) I       I
-------------------------------------------

П-н В.      I 38,8  I   170  I  4,6    I 13.01 I
            I 42,8  I    75  I  5,2    I 19.09 I
Б-в З.      I 39,5  I   148  I  4,6    I 13.01 I
            I 42,3  I   117  I  4,6    I 19,09 I
М-в А.      I 41,1  I   150  I  4,3    I 13.01 I
            I 41,5  I   106  I  4,9    I 19.09 I
-------------------------------------------
Таким образом, анализ игровой активности хоккеистов показал, что
основными физическими качествами являются:

1) сила (алактатная мощность) мышц-разгибателей коленного и тазо-
бедренного суставов;
2) выносливость этих мышечных групп, т.е. запас гликогена в основ-
ных рабочих мышцах и печени.

Аэробные возможности, видимо, можно отнести к вспомогательным
физическим качествам. Очевидно, с ростом силовых возможностей и
уменьшением пауз отдыха (игра в две или три пятерки) возрастает
роль аэробных возможностей спортсменов, обеспечивающих быстроту
утилизации молочной кислоты. При недостаточно быстром устранении
молочной кислоты возможен ее прогрессивный рост и как следствие
появление локального утомления. Как показывают наши исследования,
величина МПК, равная 58±3 мл/кг мин., на сегодняшний день явля-
ется нормой для хоккеистов высшей квалификации.

Второстепенными физическими качествами для хоккеиста, по-видимому,
являются сила и выносливость всех остальных мышечных групп,
например, рук и верхнего плечевого пояса (кроме разгибателей
коленного и голеностопного суставов). Уровень их развития должен
соответсвовать определенной норме, а задача тренера заключается
в том, чтобы удерживать эти качества на должном уровне.
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 02.05.2007, 16:56   #39 (permalink)
Гость
 
Аватар для
 
Сообщений: n/a
Доп. информация
По умолчанию

Спасибо!
Выкладывайте еще.
  Ответить с цитированием Вверх
Старый 03.05.2007, 16:27   #40 (permalink)
Местный
Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11 Очки: 5,968, Уровень: 11
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 
Аватар для imported_Я
 
Сообщений: 539
Доп. информация
По умолчанию

ОЦЕНКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ХОККЕИСТОВ ПО
ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ
И. В. Захаркин, руководитель КНГ СКА (Ленинград)

Хоккей, 1985





Совершенствование системы подготовки хоккеистов высокой квалификации
связано с оптимизацией управления учебно-тренировочным процессом,
главные факторы которого — оценка функционального и эмоционального
состояния, адаптация к физическим и психическим нагрузкам, а также
объективный контроль за тренировочными нагрузками и их воздействием
на организм.
Состояние спортсмена исследуют разными физиологическими, биохими-
ческими и психологическими методами В практике спорта используют
показатели содержания лактата, пирувата, мочевины в сыворотке крови,
а также кислотно-щелочного равновесия, состояния нервно-мышечного
аппарата и др. Однако сравнительно мало исследованы пока механизмы
гуморально-гормональной регуляции у хоккеистов. Одна из ведущих систем
в регуляции адаптации процессов к физическим и психическим нагрузкам
в хоккее, как и в других видах спорта,— симпато-адреналовая (САС),
гормоны и медиаторы которой участвуют в адаптационных процессах,
обеспечивая механизмы, позволяющие спортсмену переходить из
состояния покоя в состояние физической активности.
Исследование экскреции катехоламинов (КА) в порциях мочи, собранной
в течение 2—3 часов до и после тренировочных занятий разного объема,
разной интенсивности и неодинаковой направленности, позволяет выявить,
достаточна ли тренировочная нагрузка для развития состояния «напряжения»
у спортсмена.
Как видно из табл. 1, после дня отдыха малая тренировочная нагрузка
вызывает некоторое увеличение экскреции КА по сравнению с фоновыми
показателями, полученными в состоянии относительного покоя, при
значительном увеличении выделения дофамина. После большой тренировочной
нагрузки высокой интенсивности более значительно выделяются КА и их
предшественники (по сравнению с фоновыми показателями и с изменениями
после тренировочных занятий малого объема и невысокой интенсивности).
Следовательно, объемные интенсивные тренировки не только вызывают
значительные сдвиги в реакции САС, но и ведут к усилению синтеза КА.
Значит, только такие тренировки вызывают в организме состояние напряжения.
В то же время малые тренировочные нагрузки разной направленности по-разному
влияют на активность САС. Если на тренировке ислользуют упражнения скоростно-
силового характера, то уровень экскреции обоих кате-хочаминов (А и НА)
повышается. При выполнении упражнений технико-тактической направленности
увеличивается экскреция только А (см. табл. 2).
Объясняется это двумя причинами: адаптацией спортсменов к нагрузке и
тенденцией к снижению тренировочных нагрузок в соревновательном периоде.
Развивающими можно считать нагрузки, при которых экскреция КА увеличивается
в 2—4 раза по сравнению с фоновой. Отсутствие прироста КА свидетельствует о
восстановительном или поддерживающем характере нагрузки. Установлено, что
при тренировке, оцениваемой тренерами как большая, экскреция А повышалась
в среднем в 2,5 раза, в то время как при малой — только в 1,5—2 раза. В то же
время при малой тренировочной нагрузке выделение НА возрастало в 1,4 раза,
а при большой — в 2,8 раза.
В некоторых случаях (когда задачей тренировочного занятия было разучивание
новых комбинаций, вызывавшее у хоккеистов значительный эмоциональный подъем)
увеличение экскреции А в процессе тренировок сопровождалось незначительным
увеличением экскреции НА.
При нагрузках, разных по длительности и интенсивности, по-разному меняется
активность САС: кратковременные интенсивные физические нагрузки вызывают
увеличение выделения главным образом А, а длительные — наряду с
интенсификацией выделения А — повышение экскреции НА. Направленность этих
сдвигов согласуется с известными представлениями о том, что А (как «гормон
тревоги») ускоряет мобилизацию энергетических возможностей организма,
проявляемых при кратковременных и интенсивных физических нагрузках. В то же
время НА (как «гормон гомео-стаза») поддерживает мобилизацию энергетических
ресурсов организма более длительное время.
Для анализа адекватности тренировочных нагрузок планируемым важна оценка
изменения экскреции не только А и НА, но и их предшественников. Наиболее
эффективны для повышения тренированности хоккеистов нагрузки, при которых
повышение экскреции А и НА сопровождается увеличением выделения дофамина
и ДОФА. Подобные изменения свидетельствуют о том, что активация САС
сопровождается мобилизацией резервов КА, в свою очередь, способствующей
дальнейшему повышению работоспособности спортсменов.

На основе представленных в статье данных можно сделать заключение, что
экскреция КА и их предшественников с мочой служит важным показателем при
оценке эффективности тренировочного процесса, и считать, что скоростно-силовая
тренировка достигает цели лишь з случае, когда при общей мобилизации
функциональных возможностей организма она активирует САС, что сопровождается
увеличением экскреции К А.
Отсутствие нарастания экскреции КА и их предшественников у хорошо тренированных
спортсменов высокой квалификации при тренировочных нагрузках скоростно-силовой
направленности свидетельствует о недостаточности тренировочной нагрузки для
развития указанного качества.

В этом случае тренировка носит характер поддерживающий.

На основании изложенного сформулирую практические рекомендации:

1.Если после тренировочной нагрузки у хоккеистов нет
выраженной «активации гормонального и медиаторного звеньев и высоки резервные
возможности (экскреция дофамина и ДОФА), то можно (при необходимости):
повысить интенсивность выполнения тренировочных упражнений;
увеличить число скоростно-силовых упражнений.

2.Если после тренировочной нагрузки при возрастании экскреции КА несколько
снижается выделение их предшественников,— значит, в процессе тренировочной
работы спортсмен полностью «выложился». В таких случаях рекомендую активные
восстановительные мероприятия.

3.Если после тренировочной нагрузки при увеличении экскреции КА возрастают ре-
зервные возможности, значит, игрок находится в хорошей спортивной форме или
нагрузка была для него недостаточной.

4. Если при снижении экскреции ДА уменьшается выделение их предшественников,
то необходимо индивидуализировать тренировочный процесс и предложить спортсмену
щадящий режим (восстановительные мероприятия, фармакологические средства).
imported_Я вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.



Rambler's Top100

Текущее время: 00:21. Часовой пояс GMT +3.


Сделано на vBulletin® Версия 3.8.4
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot